Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях трудно представить функционирование любого рынка без законодательной базы влияния и регулирования государства, поскольку оно контролирует и определяет правовую основу рыночных отношений и устанавливает правила экономических отношений субъектов рынка.
Понятие финансовой системы представляет собой совокупность экономических отношений. В его структуре выделяются отдельные сферы и звенья.
На любом уровне управления финансы являются элементами общественного производства, без которых существование и функционирование системы просто невозможно.
Уровень жизни страны полностью зависит от состояния финансовой системы.
Она занимает одно из важнейших мест в макроэкономике. По этой причине необходимо изучить финансовую концепцию, глубоко вникнуть в принцип действия его функционирования и механизмов в России и осознать важность этой системы.
Цель – выявить особенности государственного регулирования финансового рынка в современных условиях. Задачи:
провести теоретическое исследование концепции системы государственного финансового регулирования рынков;
изучить историю государственного финансового регулирования;
оценить современное состояние государственного регулирования;
провести анализ государственного регулирования финансового рынка;
изучить государственную программу «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»;
исследовать государственное регулирование фондового рынка.
Объект – финансовый рынок.
Предмет государственное регулирование финансового рынка в современных условиях.
1. Теоретические концепции исследования системы государственного финансового регулирования рынков
1.1. История государственного финансового регулирования
На этапах развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы.
Если в 17 – 18 веках в период формирования рыночных отношений признавалась роль государственного регулирования в сферу торговли и промышленности, то уже в конце 18 века вмешательство государства расценивалось как преграда, которая замедляла развитие рыночных отношений между субъектами.
Это наложило свой отпечаток на развитие экономической мысли и привело к появлению различных концепций регулирования рыночной экономики. На этапах развития рыночной экономики изменилось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Например, в период становления рыночных отношений (XVII - XVIII вв.)
Была признана необходимость государственного регулирования в сфере торговли и промышленности, а в конце XVIII века государственное вмешательство рассматривалось как препятствие, тормозящее развитие. рыночных отношений между субъектами.
Это наложило свой отпечаток на развитие экономической мысли и привело к появлению различных концепций регулирования рыночной экономики.
История экономики - это в основном история экономических школ: либерализма и меркантилизма. Первой школой политической экономии является меркантилизм, который зародился в 15 веке, а получил уже широкое распространение в 17 веке.
Особенностью школы меркантилизма являлось преобладание политики над экономикой. Меркантилисты считали, что чем больше золота и серебра имеет нация, тем она богаче, и превышение экспорта над импортом является важнейшим показателем экономического благосостояния страны. В XVII в. меркантилизм утрачивает свое значение как теоретическая концепция и экономическая политика.
Причиной утраты значения меркантилизма становится развитие процесса общественного разделения труда и выхода предпринимательской деятельности из сферы обращения в сферу промышленного и сельскохозяйственного производства.
В 18 веке в период быстрого развития капитализма на смену меркантилизма, который утратил свое значение из-за развития процесса общественного разделения труда и выхода предпринимательской деятельности из сферы обращения в сферу промышленного и сельскохозяйственного производства, пришли идеи либерализма, основателями которых были А. Смит и Д. Рикардо. Они считали, что источником богатства страны является труд, и только технический прогресс - это основа роста богатства любой страны.
Важно особенностью либерализма, является то, что сторонники рассматривали рыночную систему как способную к саморегулированию, обеспечивающую более эффективное функционирование экономики.
Государство должно придерживаться принципа нейтральности. Один из последователей А. Смита является французский представитель классической школы Ж.Б. Сэй. Сэй считал всякий труд производительным: богатством является производство предметов, имеющих какую-нибудь полезность, то есть ценность.
Центральное место в его учении занимает «закон Сэя», согласно которому совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются. До 30-х годов ХХ века в экономической науке доминировали идеи экономического либерализма, исключающие необходимость государственного регулирования исключалась. Важный этап в понимании роли государства в рыночной экономике был связан с английским экономистом Дж. М. Кейнсом.
Его идеи доказали необходимость государственной политики как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение и вывести экономику из кризиса, способствуя его дальнейшей стабилизации.
Дж. Кейнс считал, что по мере роста доходов возрастает удельный вес сбережений человека, а уже низкий совокупный спрос может быть обусловлен ростом сбережений, опережающим рост инвестиций. Безработица по мнению Дж. Кейнса - это важная экономическая проблема. За счет стимулирования государством роста совокупного спроса возможно достичь полной занятости.
Согласно теории Кейнса, в краткосрочной перспективе уровень дохода определяется уровнем совокупного платежеспособного спроса. На частном предприятии предприниматели будут производить столько товаров, сколько можно выгодно продать.
Теперь, если совокупный спрос велик, то есть если расходы на товары и услуги велики, предприниматели смогут выгодно продать большое количество товаров и, следовательно, они будут производить больше.
Последним направлением современной мысли на Западе считается монетаризм. Монетаристы утверждают, что главным регулятором со стороны государства должна стать политика контроля над эмиссией денег, денежной массы, находящихся в обращении и запасах, установления высокого кредитного процента.
В законченном виде концепция монетаризма была представлена миру американским экономистом Милтоном Фридменом, который был удостоен в 1976 г. Нобелевской премии в области экономики.
Научно-экономическая теория находится в непрерывном развитии, и главной ее задачей является поиск новых решений в оптимальном устройстве глобального мира, выравнивании его противоречий на основе как государственного, так и надгосударственного регулирования.
В историю экономики в середине 70-х годов 20 века начали распространяться теории под названием «неоклассического возрождения». К таким теориям относят:
экономическую теорию предложения,
теорию рациональных ожиданий
неоклассический синтез.
Вопрос воздействия государства на экономические процессы отличался от кейнсианских и монетаристских концепций.
Новая классическая макроэкономика основана на гипотезе рациональных ожиданий. Это означает, что у людей есть рациональные ожидания в отношении экономических переменных. Подразумевается, что люди разумно используют имеющуюся информацию при прогнозировании переменных, влияющих на их экономические решения.
1.2. Современное состояние государственного регулирования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/
2. Отчёт о ходе реализации государственной про граммы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2020 г.. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Godovoy_otchet.pdf (дата об ращения 10.04.2022 г.)
3. Отчёт о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2019 г.. Режим доступа: 6 https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/03/main/Godovoy_otchet_gosfi n.pdf
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 13.04.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
5. Абрамов С.Г. Государственное регулирование товарных, финансовых, страховых рынков от несостоятельности: неполнота и асимметричность информации // Юридические исследования. 2019. № 5. С. 18-28.
6. Алеканов А.С. Направления государственного финансового регулирования фармацевтического рынка за рубежом и практика россии по импортозамещению // Финансовые рынки и банки. 2021. № 3. С. 7-11.
7. Бакалова А.А. Современные проблемы государственного регулирования финансового рынка в России: взгляд отечественных ученых // В сборнике: Социально-экономические проблемы в современной России. Сборник научных трудов преподавателей и магистрантов кафедры финансового менеджмента ГКОУ ВО «Российская таможенная академия». Научный редактор Н.П. Белотелова. Москва, 2018. С. 5-11.
8. Барыкин С.А. Риски и перспективы государственного регулирования рынка финансовых технологий в Азии в рамках сценарного анализа // Ars Administrandi. Искусство управления. 2019. Т. 11. № 3. С. 473-487.
9. Белицкая А.В., Лаутс Е.Б. Организация государственного регулирования финансового рынка в зарубежных странах: ключевые подходы и направления развития // Банковское право. 2019. № 5. С. 21-28.
10. Бородина А.С., Шпаков Н.С. Проблемы реализации государственного финансового регулирования рынка недвижимости в РФ // В сборнике: Государство и бизнес в современной экономике. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под редакцией П.А. Канапухина, Т.Д. Ромащенко, Е.А. Федюшиной. Воронеж, 2022. С. 17-19.
11. Букин В.Д., Токмачева Н.В. ФНС России как участник государственной программы российской федерации «управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // В сборнике: интеграция науки, общества, производства и промышленности. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 196-200.
12. Габбазова Р.Р., Тимагина Ю.А. Государственное регулирование рынка финансовых технологий // В сборнике: Перспективные направления развития финансовых исследований и технологий в Российской Федерации. Сборник статей и тезисов докладов научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ, ФГБОУ ВО «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». 2018. С. 37-42.
13. Гаманкова О.А. Государственное регулирование рынков финансовых услуг в контексте теории институционализма // В сборнике: Стратегические направления социально-экономического и финансового обеспечения развития национальной экономики. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Пузикова. 2018. С. 125-126.
14. Государственное регулирование и саморегулирование деятельности сетей финансовых организаций на российском финансовом рынке / Евлахова Ю.С., Алифанова Е.Н., Игнатова Т.В. // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 3. С. 209-221.
15. Государственное регулирование финансового рынка в современной экономике / Кладова А.А., Проскурнова К.Ю., Ермоленко М.О. // Ярославль, 2019.
16. Государственное регулирование финансового рынка на современном этапе / Левитская Е.Н., Мануйлов К.Е., Миловидов В.Д., Онучак В.А., Парамонова В.Е., Перцева С.Ю., Хмыз О.В. Москва, 2020.
17. Дмитриев Н.Д. Ключевые проблемы государственного регулирования финансовых рынков в российской федерации // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества. сборник докладов по итогам V Международной научно-практической интернет-конференции. 2019. С. 132-137.
18. Егоров Д.С. Государственное регулирование рынка производных финансовых инструментов // Вестник ИЭАУ. 2019. № 26. С. 1.
19. К вопросу о направлении развития государственного регулирования финансового рынка россии / Лашина Т.В., Ларькова Е.А., Кандрина И.А. // В сборнике: Юность. Наука. Культура. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции . Редколлегия: Н.Н. Азисова [и др.]. 2018. С. 251-255.
20. Карпенко К.В., Азарян Д.К. Теоретические концепции исследования системы государственного финансового регулирования рынков // В сборнике: Совершенствование налогового администрирования. Материалы VI Республиканской научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 184-186.
21. Каширина М.В. Государственное регулирование финансового рынка в россии на современном этапе // В сборнике: Совершенствование инструментария финансового обеспечения стратегического развития экономических систем РФ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина. 2019. С. 69-74.
22. Кротов С.В., Ряскова Е.С. Макропруденциальная политика и обеспечение финансовой стабильности как основное направление государственного регулирования финансового рынка // Вестник науки. 2018. Т. 1. № 8 (8). С. 194-200.
23. Курбонова Ф.А. Механизмы государственного регулирования финансового рынка в рыночной экономике // В сборнике: наука, образование, общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 49-51.
24. Лизан А.В., Олейник Г.С. Государственное регулирование доступности финансовых услуг в условиях цифровизации финансового рынка // В сборнике: Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Школа экономики и менеджмента. 2019. С. 162-164. 1
25. Малец Н.И., Гранкина В.Л. Государственное регулирование ипотечного кредитования как института российского финансового рынка // В сборнике: Современные тенденции и перспективы управления социально-экономическими системами в цифровой среде. материалы Международной научно-практической конференции. Памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.И. Кравцовой. Москва, 2022. С. 181-186.
26. Мардеян Н.А., Цаболова В.В. Анализ результатов госпрограммы «управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 4. С. 427-432.
27. Самолысов П.В. Антимонопольное регулирование на рынках финансовых услуг как самостоятельный вид государственного контроля // В сборнике: Гражданско-правовые и финансово-правовые основы организации деятельности органов внутренних дел. Москва, 2021. С. 63-69.
28. Сикоева М.Р. Формирование системы государственного финансового регулирования рынка // В сборнике: инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых. сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок : в 5 т.. Курск, 2021. С. 272-276.
29. Тарасов А.В. Стабилизация рынка финансовых ресурсов через совершенствование государственного механизма регулирования экономических интересов субъектов // В сборнике: Государство и бизнес в современной экономике. Материалы международной научно-практической конференции к 90-летию экономического факультета Воронежского государственного университета. Под редакцией П.А. Канапухина, Т.Д. Ромащенко, Е.А. Федюшиной. 2020. С. 106-111.
30. Тихомирова И.И. Государственное регулирование российского финансового рынка: проблемы и перспективы развития // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2020. № 16. С. 92-95.
31. Фомина Е.А. Государственное регулирование инфраструктуры финансового рынка // В сборнике: Актуальные вопросы современного социально-экономического развития России: проблемы теории и практики. Сборник научных трудов Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. 2019. С. 769-776.
32. Цурова Л.А. Проблемы государственного регулирования рынка цифровых финансовых активов // В сборнике: финансы: теория и практика. Материалы ежегодной межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. 2019. С. 22-28.
33. Шахов Л.М. Направления государственного регулирования финансовых рынков // В сборнике: Роль рынка в социально-экономическом развитии общества. Материалы II международной научно-практической конференции. 2018. С. 53-66.